5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005.
6. Сексуальное насилие. Теория подходы и методы исследования. Пиголкин Ю. И., Дерягин Г. Б.
Медицинское информационное агентство, 2008. – 468 с.
7. Абрамов Н.К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости / Агрессия и жестокость. СПб.: Питер, 2005. С. 104–109.
8. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – Изд-во: Академический проект. – 2010. – 464с.
9. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182с.
10. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. 1991. – М.: Из-во Шанс. - 96 с.
11. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 160с.
12. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., «Питер»2001. - 268 с.
13. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2004 – 312с.
6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (формы аттестации, оценочные и методические материалы)
Промежуточный контроль: проверка самостоятельной работы обучающихся преподавателем, по системе зачтено/не зачтено.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть программы, выполняемую обучающимся вне лекционных занятий в соответствии с заданиями преподавателя.
По окончанию обучения осуществляется итоговая аттестация: зачет в письменной форме.
Шкала оценок: зачет/ незачет
Примерные вопросы итоговой аттестации:
1. Понятие и виды кризисов.
2. Травма развития и тяжелые расстройства личности.
3. Психологические критерии дифференциации стресса (дистресса) и кризиса.
4. Динамика кризиса (А.Моховиков).
5. Психологические модели механизмов психической травмы.
6. Психодинамическая модель.
7. Когнитивно-бихевиоральная модель.
8. Многофакторные модели.
9. Физиологические и биохимические механизмы.
10. Модель механизма психической травмы как процесса переживания события.
11. Понятие психической (психологической) травмы.
12. Виды первичной травмы (шоковая, межличностная, травма идентичности и системная травма, многослойная и кумулятивная травма).
13. Вторичная травма. Викарная травматизация. Этапы реакции на травму.
15. Факторы, влияющие на последствия травмы.
16. Последствия травмирующих событий (ближайшие и отдалённые).
17. Расстройства адаптации, острое стрессовое расстройство (ОСР) и постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
18. Субъективное переживание психической травмы: аффективные и соматические состояния, когнитивные паттерны и паттерны отношений.
19. Принципы гештальт-терапии, теория поля и теория личности К.Левина, теория Self, цикл контакта и сопротивление при работе с кризисом и травмой.
20. Теории развития и гештальт-терапевтическая карта полифонического развития зон М.Спаниоло-Лобб.
21. Теория привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт). Типы привязанности и их взаимосвязь с межличностным взаимодействием взрослого человека.
22. Сложное посттравматическое стрессовое расстройство.
23. Дисфункциональная семейная система.
24. Психическое, физическое и сексуальное насилие в семейной системе.
25. Инфантильная и довербальная травма.
26. Понятие насилия. Виды и формы насилия (физическое, сексуальное и психическое; домашнее насилие; моббинг, буллинг; неонатицид, инфантицид и др.).
27. Типы жертв и виды виктимности. Формирование виктимности.
28. Выученная беспомощность и поисковая активность.
29. Стокгольмский синдром. Треуголник Карпмана.
30. Психофизиологическая реакция «Бей. Замри. Беги.» У.Кэннона.
31. Особенности травмированного Self и срывы цикла контакта жертв физического и психического насилия.
32. Субъективные переживания психологической травмы: аффективные состояния, когнитивные паттерны, соматические состояния и паттерны отношений.
33. Насилие через призму поколений и циклы насилия.
34. Понятие и виды сексуального насилия.
35. Отражение нарушений в онтогенезе психосексуального развития во взрослой жизни. Особенности внутренней структуры личности, защитные механизмы, специфика межличностных отношений.
36. Изнасилование. Типы жертв сексуального насилия. Стадии реакций на изнасилование. Факторы психической травмы, связанной с сексуальным насилием (Ellis, Cohen, Roth, Дж.Хиндман).
37. Инцест: юридические и психологические критерии. Виды инцеста.
38. Ранние представления об истерии (З.Фрейд) и реальность инцеста (А.Фрейд).
39. Травматико-истерическая основа невроза Ш.Ференци.
40. Сексуальный абьюз младенцев и детей, начинающих ходить, и пренебрежение в отношении старших детей.
41. Перверсии материнства, психосоматическая мать, патологическая триангуляция, вовлечение в первичную сцену.
42. Формирование личности после сексуальной травмы.
43. Перверсия, как отыгрывание травмы (Роберт Дж.Столлер, С. Бенвентуто, Эстела В.Уэллдон).
44. Диссоциация тела в ситуации травмы (М.Хирш).
45. Психология переживания утраты.
46. Феноменология горя Э.Линдеманна.
47. Стадии горевания.
48. Нормальные и патологические реакции на утрату.
49. Задачи проживания горя (J.Worden, Элизабет Кюблер-Росс).
50. Перинатальные потери (утраты).
51. Паллиативная психологическая помощь.
52. Причины суицида в истории науки (Ж.Э.Д. Эскураль, Ч. Ломбразо, Э. Ферри, З. Фрейд, А. Адлер, В. Штекель, К. Меннингер, Г.И. Гордон, Э. Дюркгейм).
53. Классификация суицидальных проявлений.
54. Типы постсуицидальных состояний.
55. Общие характеристики самоубийств Э.Шнейдмана и их значение для психотерапии.
56. Феноменология психической боли.
57. Понятие и виды суицида.
58. Понятие «шоковая травма». Виды.
59. Принципы оказания помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС.
60. Базовые функции первой психологической помощи.
61. Цели и задачи по профилактике острых панических реакций и отсроченных нервно-психических нарушений.
62. Первая психологическая помощь родственникам пострадавших. Правила оказания первой психологической помощи (Б. Гаш и Ф. Ласогга).
63. Факторы усугубляющие страдания пострадавших (Eversline).
64. Динамика (фазы) психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Стадии психических состояний после ЧС.
65. Нормативные семейные кризисы.
66. Фаза подготовки к семейной жизни. Принятие супружеских обязательств.
67. Повторный брак.
68. Ненормативные семейные кризисы. Измена. Развод. Тяжелая болезнь. Инцест. Смерть члена семьи.
69. Концепция патологизирующего семейного наследования.
70. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.
71. Семья в кризисе.
72. Понятие семейного стресса и копинга.
73. Латентное семейное нарушение и его причины.
74. Семейный диагноз.
75. Полигенерационная системная психотравматология.
7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Педагогический состав, обеспечивающий обучение, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
- высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;
- опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.