ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЖУКОВОЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»



г. Москва, 2022

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ





Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Теория и практика психологического консультирования» разработана на основе следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29 июля 2020 г. № 841 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология»

Программа нацелена на теоретическую и практическую подготовку слушателей в области получения компетенций в работе с клиентами, оказавшимися в кризисных ситуациях.
Наибольшие личностные разрушения несут кризисные ситуации, разрушающие физическое существование индивида, ставящие под угрозу его телесную и психическую целостность, наносящие серьезнейшую психологическую травму. Именно в результате действия травматического стресса возникают острые стрессовые расстройства, которые способны изменить всю жизнь человека. Далеко не каждый человека способен самостоятельно справиться с кризисной ситуацией. Если человеку недостаточно внешних или внутренних ресурсов, кризисное событие может стать психотравмирующим и потребовать помощи специалиста.
Востребованность психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов, которые должны владеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями.
Курс «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» содействует становлению профессиональной компетентности специалиста на основе овладения методами психологического сопровождения личности в кризисных состояниях и характеризует индивидуальные и групповые формы психологической помощи. К сфере изучения данной дисциплины относится анализ особенностей переживания кризисных состояний в различных жизненных кризисных ситуациях. Дисциплина является прикладной, в результате ее изучения слушатели формируют навыки оказания психологической помощи различным категориям лиц, переживающих кризисную ситуацию, а также специалистам помогающих профессий.


1.1 Цель и задачи реализации программы
Формирование у слушателей навыков понимания психологической сущности травматического расстройства человека, психологической помощи личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, базовых представлений о клинической картине переживания кризисов.

Задачи:
- анализ существующих теоретических подходов к изучению проблемы психологического кризиса и кризисной личности в зарубежной и отечественной психологии;
- формирование системы знаний о психологии травмы и психологической помощи при психотравме;
- овладение технологиями оказания психологической помощи и самопомощи в кризисных психотравмирующих ситуациях;
- формирование у слушателей навыков оказания экстренной психологической помощи и работы с острой и хронической травмой.

1.2 Планируемые результаты обучения

Процесс изучения программы направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

Процесс изучения программы направлен на формирование следующих общепрофессиональных компетенций:

Обобщенная трудовая функция:

В результате изучения программы слушатель должен:

Знать:
  • основные теоретико-методологические подходы к кризисной психологии;
  • факторы риска развития и характеристики психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
  • влияние средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • основы экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
  • классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • основные направления работы с различными группами пострадавших;
  • алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
  • признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
  • основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
  • алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
  • принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.

Уметь:
  • использовать знания о закономерностях и динамике состояния кризисного клиента в профессиональной деятельности;
  • обосновывать необходимость использования различных подходов к работе с кризисами и травмами в практической деятельности;
  • вести информационно-разъяснительную работу и оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;

Владеть:
- навыками диагностики особенностей протекания психологического кризиса;
- приемами психологического взаимодействия с кризисной личностью;
  • навыками построения и организации профилактической, коррекционно-развивающей и консультативной работы с личностью, находящейся в кризисной жизненной ситуации;
  • понятийным аппаратом описания и понимания характера протекания острого, хронического и посттравматического стрессового расстройства.

1.3 Категория слушателей: психологи, педагоги-психологи, студенты старших курсов организаций высшего образования, изучающие психологию и психотерапию.

1.4 Трудоемкость обучения: 72 академических часов

1.5 Форма обучения: с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1 Учебный план программы повышения квалификации

2.2 Календарный учебный график

Занятия проводятся в течение года  он-лайн на платформе Getcourse

4.3 Рабочая программа разделов, дисциплин (модулей)

4.4. Виды самостоятельной работы слушателей (СРС)

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (организационно-педагогические)

5.1 Материально-технические условия:
Обучение осуществляется путем проведения занятий в форме вебинаров в соответствии с перечнем тем, предусмотренных настоящей программой.
Электронно-цифровое обеспечение реализации программы
Электронный образовательный ресурс (видеолекции, презентации) размещены на платформе Getcourse.
Реализация содержания курса осуществляется посредством просмотра видеоуроков, выполнения домашних заданий (отработка практической части). Задания отправляются на учебную платформу для проверки преподавателем в индивидуальном порядке.
Для видео-встреч или трансляций используется программа: Zoom/Skype
Для доступа к дистанционным технологиям слушатели обеспечиваются:
1) интернет адресом;
2) логином и паролем входа в систему.

5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
5.2.1. Основная литература:
1. Шварц Ариэль. Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства. Практическое руководство. Пер. с англ. Шевчук О. В. — СПб.: Диалектика, 2020. — 176 с. — ISBN 978-5-907203-45-7.
2. Решетников М.М. Психическая травма. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа. 2006. – 322с.
3. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум. Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е. – Минск: Гревцов Паблишер, 2014.
4. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.;
5. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 256с.
6. Пушкарев А.Л., Доморацкий,В.А., ГордееваЕ.Г. Посттравматическое стрессовое рас стройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М.; Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.
7. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. Учеб. пособ. 2-е изд. Стереоптипное. М. Флинта. МПСИ. 2011. – 336 с.
8. Шефов С.А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.

5.2.2. Дополнительная литература
  1. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. – СПб.: Речь, 2006.
  2. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб: Речь, 2003.
  3. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
  4. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и
медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007.

5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005.
6. Сексуальное насилие. Теория подходы и методы исследования. Пиголкин Ю. И., Дерягин Г. Б. Медицинское информационное агентство,  2008. – 468 с.
7.  Абрамов Н.К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости / Агрессия и жестокость. СПб.: Питер, 2005. С. 104–109.
8. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – Изд-во: Академический проект. – 2010. – 464с.
9. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182с.
10. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. 1991. – М.: Из-во Шанс. - 96 с.
11. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 160с.
12. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., «Питер»2001. - 268 с.
13. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2004 – 312с.

6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (формы аттестации, оценочные и методические материалы)

Промежуточный контроль: проверка самостоятельной работы обучающихся преподавателем, по системе зачтено/не зачтено.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть программы, выполняемую обучающимся вне лекционных занятий в соответствии с заданиями преподавателя.
По окончанию обучения осуществляется итоговая аттестация: зачет в письменной форме.
Шкала оценок: зачет/ незачет
Примерные вопросы итоговой аттестации:

1. Понятие и виды кризисов.
2. Травма развития и тяжелые расстройства личности.
3. Психологические критерии дифференциации стресса (дистресса) и кризиса.
4. Динамика кризиса (А.Моховиков).
5. Психологические модели механизмов психической травмы.
6. Психодинамическая модель.
7. Когнитивно-бихевиоральная модель.
8. Многофакторные модели.
9. Физиологические и биохимические механизмы.
10. Модель механизма психической травмы как процесса переживания события.
11. Понятие психической (психологической) травмы.
12. Виды первичной травмы (шоковая, межличностная, травма идентичности и системная травма, многослойная и кумулятивная травма).
13. Вторичная травма. Викарная травматизация. Этапы реакции на травму.
15. Факторы, влияющие на последствия травмы.
16. Последствия травмирующих событий (ближайшие и отдалённые).
17. Расстройства адаптации, острое стрессовое расстройство (ОСР) и постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
18. Субъективное переживание психической травмы: аффективные и соматические состояния, когнитивные паттерны и паттерны отношений.
19. Принципы гештальт-терапии, теория поля и теория личности К.Левина, теория Self, цикл контакта и сопротивление при работе с кризисом и травмой.
20. Теории развития и гештальт-терапевтическая карта полифонического развития зон М.Спаниоло-Лобб.
21. Теория привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт). Типы привязанности и их взаимосвязь с межличностным взаимодействием взрослого человека.
22. Сложное посттравматическое стрессовое расстройство.
23. Дисфункциональная семейная система.
24. Психическое, физическое и сексуальное насилие в семейной системе.
25. Инфантильная и довербальная травма.
26. Понятие насилия. Виды и формы насилия (физическое, сексуальное и психическое; домашнее насилие; моббинг, буллинг; неонатицид, инфантицид и др.).
27. Типы жертв и виды виктимности. Формирование виктимности.
28. Выученная беспомощность и поисковая активность.
29. Стокгольмский синдром. Треуголник Карпмана.
30. Психофизиологическая реакция «Бей. Замри. Беги.» У.Кэннона.
31. Особенности травмированного Self и срывы цикла контакта жертв физического и психического насилия.
32. Субъективные переживания психологической травмы: аффективные состояния, когнитивные паттерны, соматические состояния и паттерны отношений.
33. Насилие через призму поколений и циклы насилия.
34. Понятие и виды сексуального насилия.
35. Отражение нарушений в онтогенезе психосексуального развития во взрослой жизни. Особенности внутренней структуры личности, защитные механизмы, специфика межличностных отношений.
36. Изнасилование. Типы жертв сексуального насилия. Стадии реакций на изнасилование. Факторы психической травмы, связанной с сексуальным насилием (Ellis, Cohen, Roth, Дж.Хиндман).
37. Инцест: юридические и психологические критерии. Виды инцеста.
38. Ранние представления об истерии (З.Фрейд) и реальность инцеста (А.Фрейд).
39. Травматико-истерическая основа невроза Ш.Ференци.
40. Сексуальный абьюз младенцев и детей, начинающих ходить, и пренебрежение в отношении старших детей.
41. Перверсии материнства, психосоматическая мать, патологическая триангуляция, вовлечение в первичную сцену.
42. Формирование личности после сексуальной травмы.
43. Перверсия, как отыгрывание травмы (Роберт Дж.Столлер, С. Бенвентуто, Эстела В.Уэллдон).
44. Диссоциация тела в ситуации травмы (М.Хирш).
45. Психология переживания утраты.
46. Феноменология горя Э.Линдеманна.
47. Стадии горевания.
48. Нормальные и патологические реакции на утрату.
49. Задачи проживания горя (J.Worden, Элизабет Кюблер-Росс).
50. Перинатальные потери (утраты).
51. Паллиативная психологическая помощь.
52. Причины суицида в истории науки (Ж.Э.Д. Эскураль, Ч. Ломбразо, Э. Ферри, З. Фрейд, А. Адлер, В. Штекель, К. Меннингер, Г.И. Гордон, Э. Дюркгейм).
53. Классификация суицидальных проявлений.
54. Типы постсуицидальных состояний.
55. Общие характеристики самоубийств Э.Шнейдмана и их значение для психотерапии.
56. Феноменология психической боли.
57. Понятие и виды суицида.
58. Понятие «шоковая травма». Виды.
59. Принципы оказания помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС.
60. Базовые функции первой психологической помощи.
61. Цели и задачи по профилактике острых панических реакций и отсроченных нервно-психических нарушений.
62. Первая психологическая помощь родственникам пострадавших. Правила оказания первой психологической помощи (Б. Гаш и Ф. Ласогга).
63. Факторы усугубляющие страдания пострадавших (Eversline).
64. Динамика (фазы) психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Стадии психических состояний после ЧС.
65. Нормативные семейные кризисы.
66. Фаза подготовки к семейной жизни. Принятие супружеских обязательств.
67. Повторный брак.
68. Ненормативные семейные кризисы. Измена. Развод. Тяжелая болезнь. Инцест. Смерть члена семьи.
69. Концепция патологизирующего семейного наследования.
70. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.
71. Семья в кризисе.
72. Понятие семейного стресса и копинга.
73. Латентное семейное нарушение и его причины.
74. Семейный диагноз.
75. Полигенерационная системная психотравматология.

7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагогический состав, обеспечивающий обучение, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
- высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;
- опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.




Made on
Tilda