ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЖУКОВОЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ»



г. Москва, 2022

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ



Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психологические аспекты расстройства пищевого поведения» разработана на основе следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. №  816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29 июля 2020 г. № 841 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»,
других федеральных законов и действующих нормативных правовых актов.

Настоящая программа нацелена на теоретическую и практическую подготовку слушателей в области получения компетенций в работе с расстройствами пищевого поведения.
Актуальность преподавания данной программы обусловлена ростом числа пациентов с подобными расстройствами: согласно разным источникам, распространенность нарушений пищевого поведения в различных возрастных группах может составлять от 6 до 20%. Анорексический синдромы часто отмечают при невротических расстройствах. Наблюдается  стремительный рост пищевой зависимости: в отдельных странах ее распространенность может достигать 40–50% среди всего населения.
В лечении нарушений пищевого поведения все большее значение обретают психология,  психотерапия и клинико-психологическая помощь, без которых патогенетическое лечение этих расстройств практически невозможно. Оказание помощи клиентам с различными видами расстройств пищевого поведения и пищевой зависимости требуют углубленной клинической и психологической подготовки, уточненной диагностики и исследования сочетаний специфических психофизиологических и психосоциальных факторов. Именно понимание последних позволяет планировать и осуществлять эффективную психологическую помощь.
В этой программе большое внимание уделено ранним проблемам и конфликтам, примитивным тревогам, которые являются причиной появления пищевых нарушений. Слушатели смогут изучить психологические защиты, позволяющие клиентам избегать осознавания и эмоционального контакта с помощью принятия / непринятия пищи, а также ранние нарушения привязанности как фактор возникновения расстройства пищевого поведения.

Цель реализации программы - формирование у слушателей навыков самостоятельной работы с клиентами с  расстройствами пищевого поведения пациентов.

Задачи:
  • обосновать психологические, клинические, семейные и социальные факторы возникновения расстройств пищевого поведения;
  • способствовать усвоению современных подходов и психотехнологий при работе с расстройствами пищевого поведения;
  • понять причины расстройств пищевого поведения и пищевой зависимости;
  • диагностировать у клиентов наличие или отсутствие признаков расстройств пищевого поведения и пищевой зависимости;
  • формировать психотерапевтическую гипотезу при расстройствах пищевого поведения, выделять психотерапевтические мишени;
  • уметь разрабатывать индивидуальную программу психологической помощи при комплексном лечении пациентов данной клинической группы;
  • использовать адекватные психологические техники и методики для работы с расстройствами пищевого поведения, выбирать подходящие интервенции.

Планируемые результаты обучения

Процесс изучения программы направлен на формирование следующих универсальных компетенций:


Процесс изучения программы направлен на формирование следующих общепрофессиональных компетенций:

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Трудовые действия:
  • Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
  • Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
  • Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов
  • Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях
  • Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
  • Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
  • Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг
  • Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
В результате изучения программы слушатель должен:

Знать:
  • основные теоретико-методологические подходы к изучению расстройств пищевого поведения
  • возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни
  • особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
  • основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Уметь:
  • проводить сравнительный анализ различных расстройств пищевого поведения
  • использовать знания о закономерностях и детерминантах психического развития личности в онтогенезе в профессиональной деятельности;
  • обосновывать необходимость использования различных подходов к расстройствам пищевого поведения в практической деятельности
  • применять навыки работы в команде (групповая терапия, консультирование, супервизия)
  • разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач
  • использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов
  • хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Владеть:
  • способами проведения сравнительного анализа различных расстройств пищевого поведения;
  • навыками использования в практической деятельности психолога современных знаний о работе с расстройствами пищевого поведения;
  • понятийным аппаратом описании и понимании характера и причин расстройств пищевого поведения в современной психологии.
Требования к уровню подготовки поступающих на обучение.

К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Форма обучения - с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
При освоении Программы используется полностью дистанционное обучение при помощи автоматизированной платформы «Геткурс» https://getcourse.ru/, обеспечивающей передачу и обработку информации при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательного процесса используются следующие виды учебной деятельности обучающихся: теоретическая подготовка в ходе изучения видео-лекций,  самостоятельная работа обучающихся, итоговая аттестация.

Трудоемкость обучения:
Срок обучения – 4 недели, объем программы – 48 часов.

Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации  установленного образца.


2.1 Учебно-тематический план

2.2 Календарный учебный график (примерный)

2.3 Рабочие программы разделов, дисциплин (модулей)

3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения дополнительной профессиональной программы слушателей включает промежуточный контроль успеваемости и итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль: проверка самостоятельной работы обучающихся, по системе зачтено/не зачтено.
Отметка «зачтено» выставляется слушателю, усвоившему материал, который выполняет домашнее задание, правильно применяет теоретические положения при выполнении домашнего задания.
Отметка «не зачтено» выставляется слушателю, который с затруднениями выполняет домашние задания. Задание направляется на доработку.

Итоговый контроль: по завершению обучения проводится зачет в письменной форме. Сдается на платформе каждым слушателем в индивидуальном порядке.
Шкала оценок: зачет/ незачет
К итоговой аттестации допускаются слушатели, прошедшие полный курс теоретического обучения и верно выполнившие все домашние задания.

Примерные вопросы итоговой аттестации:
  1. Расстройства пищевого поведения: феноменология, диагностика, последствия.
  2. Психопатологическая и клиническая специфика наиболее распространенных расстройств пищевого поведения.
  3. Избыточный вес и ожирение как метаболическая, психосоматическая и психологическая проблема.
  4. Образ тела и расстройства образа тела (телесная дисфория) как психологическая проблема.
  5. Подходы к психотерапии расстройств пищевого поведения, используемые в современной доказательной медицине
  6. Антидиетический подход и интуитивное питание как совокупность навыков, позволяющих преодолеть симптомы расстройств пищевого поведения.
  7. Особенности индивидуальной и групповой терапии клиентов с расстройствами пищевого поведения.
  8. Характеристики расстройств пищевого поведения у мужчин, детей и подростков.
  9. Нервная анорексия и булимия
  10. Психологические аспекты проблемы переедания и избыточного веса
  11. Нервная орторексия
  12. Психогенная рвота
  13. Особенности формирования личности зависимого человека.
  14. Семья как фактор риска формирования пищевого аддиктивного поведения
  15. Перфекционизм как фактор нарушения пищевого поведения
  16. Патопсихология навязчивого аппетита
  17. Проблемы мотивации при снижении веса
  18. Использование интегративного подхода при расстройствах пищевого поведения

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Приказ Минобрнауки России от     23 августа 2017 г. №      816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

4.2. Рекомендуемая литература


  1. Вудман, М. Сова была раньше дочкой пекаря: Ожирение, нервная анорексия и подавленная женственность/М.Вудман. – М: Когито-Центр,  2009. – 176 с.
  2. Лапина, Ю. Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину. Исследование клинического психолога /Ю. Лапина. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2021. – 229 с.
  3. Малкина-Пых, И.Г Терапия пищевого поведения. Серия «Справочник практического психолога». // И.Г. Малкина-Пых - М.: Эксмо, 2007. — 1040 с.
  4. Мэйа, М., Халми, К., Лопез-Ибор, Х.Х., Сарториус, Н.  Расстройства пищевого поведения/ М. Мэйа, К.Халми, Х.Х Лопез-Ибор., Н.  К. Сарториус. К: Сфера, 2006. – 444 с.
  5. Нардонэ, Дж. В плену у еды: краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота) // Дж. Нардонэ, Т. Вербиц, Р. М. Миланезе; пер. О. Е. Игошиной. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
  6. Райли, Дж. Как есть меньше. Преодолеваем пищевую зависимость / Дж. Райли. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 256 с.
  7. Ромацкий, В.В. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения (аналитический обзор литературы, часть I) / В.В. Ромацкий, И.Р. Семин // Бюллетень сибирской медицины. - 2006. - №3. - С.61-68.
  8. Ромацкий, В.В. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения (аналитический обзор литературы, часть II) / В.В. Ромацкий, И.Р. Семин // Бюллетень сибирской медицины. 2006. - №4. - С.83-90.
  9. Хирш, М. Это мое тело… и я могу делать с ним что хочу. Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела /М. Хирш. – М.:Когито-Центр, 2018. – 382 с.
  10. Шнаккенберг, Н. Мнимые тела, подлинные сущности: преодоление конфликтов идентичности с внешностью и возвращение к подлинному Я / Н. Шнаккенберг. – М: Фока Букс, 2017. -376 с.
  11. Макгрегор, Р. Когда здоровое питание вредит. Орторексия /Р. Макгрегор. М.: Альпина Паблишер, 2021. – 180 с.
  12. Леонард, Л.Ш. Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом /Л.Ш. Леонард. -М.: Класс, 2011.  – 224 с.
  13. Скэрдеруд, Финн: Беспокойство. Путешествие в себя /Ф. Скэрдеруд. – Самара: Бахрах М, 2003. – 440 с.


4.3. Интернет- ресурсы


  1. Журнал «Вопросы психологии» [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/  свободный.
  2. Книги и статьи по психологии [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://litpsy.ru  свободный.
  3. Московский психологический журнал [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/ свободный.
  4. Портал «Академическая психология-практике» [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://portal-psychology.ru/ свободный.
  5. Портал психологических изданий [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://psyjournals.ru  свободный.
  6. Психологический навигатор [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/   свободный.
  7. Психология на русском языке [Электронный ресурс] : психологический портал. – Режим доступа: http://www.psychology.ru/   свободный.
  8. Сибирский психологический журнал [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://journals.tsu.ru/psychology/  свободный.
  9. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Электронный ресурс]: психологический портал. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru свободный.


5.  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


5.1. Особенности организации образовательного процесса:


Программа реализуется полностью с применением дистанционных образовательных технологий с помощью онлайн-платформы «Геткурс» https://getcourse.ru/, обеспечивающей освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. На платформе размещены видео-уроки, презентации, дополнительные материалы, задания для самостоятельной работы.
В процессе обучения слушатели должны освоить теоретический материал и выполнить домашние задания. Ответы отправляются на учебную платформу для проверки преподавателем в индивидуальном порядке.
Для доступа к дистанционным технологиям слушатели обеспечиваются:
а) интернет-адресом;
б) логином и паролем входа в систему.
В автоматическом режиме на платформе совершается накопление, сохранение информации об обучающихся и обеспечивается режим доступа к совокупности сведений о прохождении обучения.
Встроена статистика по курсу:
количество зарегистрированных пользователей на платформе;
количество зачисленных на курс обучающихся;
время обучения отдельных пользователей;
результаты выполнения заданий как по каждому обучающемуся.
Консультационная поддержка слушателей в ходе реализации образовательной программы осуществляется в дистанционном формате на платформе Геткурс.

5.2. Кадровое обеспечение реализации программы


Программа реализуется преподавательским составом ООО «Психологический центр Жуковой», а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора.
Педагогический состав, обеспечивающий обучение, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
- высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и/или имеющие опыт педагогической работы.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Для организации обучения слушателей на стороне преподавателя используется рабочее место, ориентированное на работу с дистанционными технологиями:
Персональный компьютер или ноутбук с встроенным камерой, микрофоном и наушниками, MS Windows; Офисный пакет Office; Web-браузер.
Рабочее место обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером с выходом в Интернет и компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками.


Made on
Tilda