ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЖУКОВОЙ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»
г. Москва, 2022
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Созависимые отношения: феноменология, диагностика, психологическая помощь» разработана на основе следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29 июля 2020 г. № 841 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология»,
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»,
других федеральных законов и действующих нормативных правовых актов.
Настоящая Программа нацелена на теоретическую и практическую подготовку слушателей в области получения компетенций в работе с созависимой личностью.
В числе факторов риска формирования зависимых форм поведения особую значимость приобретают личностные особенности индивида и специфика семейных взаимоотношений, которые выступают как пусковой механизм и фактор, поддерживающий сохранение зависимости. Для обозначения особого типа отношений, а также для описания характерных особенностей лиц, имеющих родственников или супругов, зависимых от алкоголя или наркотиков, используют термин «созависимость». Отличительным признаком созависимости является привязанность к зависимому от алкоголя и / или наркотиков человеку, которая проявляется на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне.
Актуальность данной программы обусловлена мировой тенденцией, характеризующейся ростом числа различных форм зависимостей, что закономерно ведет к увеличению числа обращающихся за помощью клиентов с созависимостью.
Ряд специалистов в области аддиктологии концептуализировали созависимость как заболевание. Выявлено, что члены семьи химически зависимого человека имеют тенденцию параллельно развивать собственную болезнь. Обычно к созависимым относятся женщины с нарушенной самоидентичностью и низким самоуважением.
Многие авторы, опираясь на результаты эмпирических исследований, утверждали, что созависимость связана с повышенным уровнем психопатологии (депрессия, навязчивое поведение и тревога) и отрицательно связана с уровнем чувства собственного достоинства. Полученные результаты обеспечили необходимое объективное и эмпирическое доказательство, чтобы поддержать утверждение о наличии связи между созависимостью и психопатологией.
Разработка данной программы обусловлена необходимостью конкретизации, расширения и углубления знаний и умений, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, в организации и предоставлении психологической помощи социальным группам и отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в разработке и реализации программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения.
Данная программа нацелена на анализ, диагностику и психологическую помощь созависимой личности. Внимание акцентировано на формировании ригидных паттернов поведения, складывающихся в раннем возрасте в семейной микросреде и ведущих к формированию созависимости. Слушатели смогут изучить психологические, социальные и культурные факторы, способствующие формированию созависимости, а также современные и эффективные модели помощи созависимым клиентам.
Цель реализации программы: формирование у слушателей навыков самостоятельной работы с созависимыми клиентами методами индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
Задачи:- обосновать психологические, клинические, семейные и социальные факторы возникновения созависимого поведения;
- способствовать усвоению современных подходов и психотехнологий при работе с созависимостью;
- распознавать и описывать признаки и причины формирования созависимости;
- знать основные положения терапевтических подходов, используемых при работе с созависимостью;
- обосновывать гипотезы и делать профессиональное заключение относительно предъявленной проблемы;
- выбирать и использовать оптимальные психологические методы, техники и стратегии в работе с созависимостью, выбирать подходящие интервенции.
Задачи профессиональной деятельности выпускника.
В рамках освоения образовательной программы обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: консультативная деятельность.
Планируемые результаты обученияПроцесс изучения программы направлен на формирование следующих универсальных компетенций: